Вы здесь

На вопросы газеты отвечает учитель информатики Ольга Гуляева

Вторник, ноября 30, 1999 - 00:00

Я – счастливый УЧИТЕЛЬ

       Ольгу Александровну Гуляеву я увидела во Дворце спорта «Триумф», когда она вместе со своими коллегами, победителями конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получала заслуженную награду из рук губернатора Московской области Бориса Громова. Оказалось, что вот уже 10 лет (после окончания физико-математического факультета Восточно-Казахстанского государственного университета) эта молодая симпатичная женщина преподает информатику, причем 6 из них - в Котельниковской средней общеобразовательной школе № 2.

- Почему вы решили выбрать именно эту профессию?
- Наверное, потому, что сама очень люблю учиться, узнавать что-то новое. Когда работаешь в школе, дети не дают «расслабиться»: они требуют постоянного развития, роста. А еще мне очень дорог этот неповторимый МИР ШКОЛЫ. Здесь все пропитано особым духом и каждую минуту что-то происходит. Ты не можешь даже заболеть - нет времени, тебя ждут ученики, причем не только ради знаний, которые я им даю, но и просто ради общения и участия. Думаю, именно поэтому я смогла найти общий язык с ребятами, которые просто заряжают своей положительной энергией.
- Если бы вы не были учителем, то кем бы стали?
- Хороший вопрос! Для меня не было других вариантов. Учителем хотела быть с детства. Причем династии у нас нет - я одна стала учителем из всего нашего рода.
- Как вы справляетесь с современными «трудными» и не всегда «удобными» детьми? У вас есть какой-нибудь универсальный «рецепт»?
- Каждый класс неповторим, не похож ни на один другой. И каждый ребенок - личность. Понятие «трудные дети» мне совсем не нравится. Это не они трудные, это нам трудно подобрать к ним ключик. В общении со своими учениками я стараюсь к каждому найти подход. А еще нужно просто любить своих учеников и воспринимать их как взрослых людей. Большинство из них уже на самом деле очень взрослые. Когда уважаешь в ребенке человека - он охотнее идет на контакт и ведет себя именно как зрелая личность.
- Помимо того что вы преподаете информатику, вы еще и классный руководитель?
- В шестом конноспортивном классе. Я провожу с ними вместе много времени, причем не только в школе. Например, 20 сентября мы вместе с 6-а и 8-а классами посетили спортивно-тренировочную базу МЧС. Ребята участвовали в программе «Азбука безопасности», в которой было очень много конкурсов и состязаний. Кроме
того, все участники получили подарки от организаторов. Но самое главное - это получить заряд положительных эмоций, найти новых друзей, снова оказаться всем вместе. Еще одно общее и очень сильное увлечение моих подопечных - конный спорт.
- Хорошо, когда у ребенка, помимо учебы, есть такое серьезное занятие? Оно не отвлекает?
- Не только не отвлекает, но и дисциплинирует. Заставляет больше ценить свободное время, рационально его использовать. Прививает более серьезное отношение к жизни.
- Психологи считают, что каждый ребенок обладает нераскрытым потенциалом. Каким образом педагог может помочь его раскрыть? Ведь учитель - это и воспитатель, и психолог, и человек, который дает знания, и друг. Он должен каждому своему ученику уделить внимание, увидеть и помочь раскрыть его способности. И на все про все - 45 минут...
- У учителя есть не только эти самые 45 минут. Это еще и все перемены, и время после уроков - он никогда не перестает работать. Хотя, мне кажется, от времени это не зависит. Порой, чтобы понять человека, достаточно и нескольких минут, а иногда может пройти месяц, два, годы... Внимание, внимание и еще раз внимание. Нужно не только СЛУШАТЬ, но и уметь УСЛЫШАТЬ.
- В последнее время все больше внимания уделяется творческим способностям не только учеников, но и учителей- всевозможные конкурсы, ассамблеи. Вы стали победителем национального проекта «Образование» - почему решили участвовать в этом конкурсе?
- Решение это возникло у меня после участия на областном конкурсе «Педагог года», где, пообщавшись со своими коллегами из разных районов, я поняла, как это интересно, ведь всегда есть чему поучиться друг у друга! Я считаю, что это полезно и для учителей, и для наших учеников.
- Каким образом проходил конкурс?
- Первым делом была написана заявка на участие в городское Управление образования. Потом готовили необходимую документацию, а я писала конкурсный проект. Сам конкурс проходил в один этап - в апреле сдавали работу и в начале июля были известны результаты.
- И какая у вас педагогическая концепция?
- В моей педагогической концепции личность ребенка - основа основ. И развивая эту личность, я говорю своим ученикам слова Матери Терезы:
"Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.
Жизнь - это красота, восхитись ею.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это вызов, прими его.
Жизнь - это игра, стань игроком.
Жизнь - это любовь,насладись ею сполна.
Жизнь - это тайна, познай ее.
Жизнь - это бездна неведомого,
     ступи в нее не страшась.
Жизнь - это удача, лови этот миг.
Жизнь так прекрасна, не загуби ее.
Жизнь - твоя жизнь, борись за нее".
Школа - это не только обучение, но и воспитание. Моя задача как учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Добиться этого можно, только приняв и полюбив ребенка, каким бы он ни был. Мое кредо: «Ребенку нужен успех: похвала, похвала и еще раз похвала». Только это позволит нашим детям уважать себя. Только тогда они постараются сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня.
- Как вы думаете, что вам помогло победить в этом конкурсе проектов?
- Проводя уроки, я всегда пытаюсь добиться наиболее полного и осмысленного усвоения получаемых школьниками знаний и применения их в повседневной жизни. Учу понимать разницу между осознанием полученной информации и ее заучиванием, тем самым развивая в учениках способность к мышлению и пониманию своих действий в жизни. Именно это дает им стимул в учебе и получении исчерпывающей информации об окружающем их мире. Думаю, это и сыграло свою роль. И, конечно же, вера в меня моих учеников и коллег, в свои силы, стремление постоянно двигаться вперед... Мне все время приходится учиться, ведь информатика - это, наверное, одна из тех отраслей, которая меняется буквально каждый день. Постоянно появляются новые программы, технологии. Для того чтобы моим детям было интересно на уроке, мне необходимо быть в курсе всех новинок и разработок. Я должна суметь объяснить, каким образом все работает, для чего нужно, где они могут применить это в своей жизни. Информатика - очень точная и в то же время прикладная наука. Сейчас без информатики и информационных технологий никуда.
- И вы это пытаетесь внушить своим детям?
- Им не нужно ничего внушать. Они все отлично понимают. Ребята готовы идти ко мне за информацией. Уже который год подряд мы работаем по методу проектов. Каждый ученик выбирает тему, определяет инструментарий, расставляет приоритеты и решает поставленную задачу. Такая работа очень интересна, и у нас часто возникают увлекательные дискуссии по тематике проектов, по поводу путей и методов их реализации. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения, раскрыть свой творческий потенциал, с новой, неожиданной стороны узнать своих одноклассников. Ребята приходят на каждый урок с большим желанием получать знания, с огромным количеством вопросов и предложений.
- Вам повезло!
- Да, я считаю, что мне повезло. Я занимаюсь делом, которое очень люблю. Я - счастливый учитель и у меня - благодарные ученики!


Вопросы задавала
Людмила Григорьева